Русский

ru

English

en

Ukranian

ua

Немецкий

de

+38 044 451 61 71
+38 067 463 46 03
  Контакты
Поиск по сайту :
Транспорт

00-00-0000 00 : 00(GMT+2)





 



 

 

Партнеры проекта:

 

 

 
Трамвай

 

Киевские трамваи

 

История киевского городского транспорта — в первую очередь, трамвая как его старейшего вида — это история самого города в миниатюре. Рассказ о том, как и сколько наши родители и прародители платили за проезд — малая часть жизнеописания городского транспорта, как рассказ о транспорте — малая часть биографии города. Звон монет и шелест купюр, «Передаем за проезд!» и «Ваши билеты!»... едва заметные штрихи в разноцветной и многогранной картине жизни. Сюжетная линия, безусловно, далеко не столь многообразна, однако сама по себе небезынтересна как одна из множества переплетенных нитей истории быта горожан.

Первым видом общественного транспорта в Киеве — исключая совсем недолго просуществовавшие омнибусы, которые никакого заметного следа в истории не оставили, — стала конка. Ее строительство и эксплуатацию выполнило специально созданное с этой целью акционерное Общество Киевской Городской Железной Дороги, которое возглавил известный по тем временам инженер, предприниматель Аманд Струве. В 1889 году был подписан договор с городом, согласно которому Общество обязывалось проложить около 24 километров рельсовых путей и эксплуатировать их в течение 45 лет, по истечении этого срока предприятие безвозмездно переходило к городу. Тогда же, еще до начала строительства, был оговорен и первый тариф на пассажирские перевозки. Маршруты разбивались на тарифные участки, а плата за проезд устанавливалась в размере пять копеек за первый участок, три копейки за каждый последующий, с правом двух пересадок. Льготный тариф для учеников, студентов и солдат составлял три копейки за каждый участок. Между прочим, одной из причин, по которой договор был заключен именно со Струве, а не с группой предпринимателей, предлагавшей альтернативный проект, был более низкий тариф: конкуренты предлагали шесть копеек за участок. Средняя длина одного участка составляла около 2,3 километра.  

Первый вагон конки отправился в путь 11 августа 1891 года (здесь и далее все даты по «новому стилю», т.е. по современному календарю) по маршруту станция Лыбедь (район нынешнего Демиевского путепровода) — угол Большой Васильковской и Жандармской (Саксаганского). Вагоны отправлялись каждые девять минут.

Уже через неделю линия была продлена по Крещатику до Царской (Европейской) площади, а 7 ноября открыт второй участок от Троицкого парка (ныне трамвайное депо имени Красина) до Александровской (Контрактовой) площади; вскоре его продлили до Почтовой площади. Однако разделявший два работавших отрезка крутой Александровский (Владимирский) спуск оказался абсолютно не под силу ни лошадям, ни паровым трамваям (их в некоторых местах стали использовать как альтернативу конке). Так, 13 июня 1892 года в Киеве началось пассажирское движение первого в Российской империи электрического трамвая.  

Помимо удобства, безопасности, привлекательности, электрический трамвай обладал еще одним важнейшим преимуществом: при той же стоимости проезда он позволил не просто перекрыть все убытки от коночных маршрутов, но и обеспечить Обществу чистую прибыль. Иначе вряд ли можно было бы надеяться на дальнейшее успешное развитие рельсового транспорта...

Электрический трамвай очень быстро, за два года, полностью вытеснил конку (паровая тяга продолжала применяться на пущеводицкой линии вплоть до 1904 года). К 1913 году в городе насчитывалось двадцать маршрутов плюс один летний, а также три независимых пригородных системы: Святошинский (узкоколейный), Демиевский и Слободской, он же Дарницкий (мототрамвай). Тарифная система на городских линиях оставалась прежней: пять копеек за первый участок, три за каждый следующий. Единственное изменение системы оплаты произошло в 1906 году, когда билеты, до того изготавливавшиеся отдельно для каждого маршрута, были заменены на единые. Это намного облегчило процесс сбора платы и работу кондукторов.

Сравнимы с городскими были тарифы на пригородных трамваях (учитывая, что последние покрывали большее расстояние). Проезд от Триумфальных ворот (Воздухофлотский мост) до Пятой просеки (где ныне автостанция «Дачная»; трамвай по Брест-Литовскому проспекту ходил туда еще четверть века назад) по линии Святошинского трамвая стоил 20 копеек.

© 2007 Tour2Kiev.com

НАШИ ПАРТНЕРЫ
tel.: +38044 451 61 71   +380 67 463 46 03

       

Проект РА