|
|
Возникновения Киева из древней Киевской Руси
Возникновения Киева из древней Киевской РусиКиевская Русь — введённый в оборот позднейшими историками временной период существования древнерусского (восточнославянского) государства Русь в Восточной Европе с конца IX века в результате переноса столицы из Ладоги в Киев (в 882 году Олегом) и объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, (а также земель, расположенных вдоль пути из варяг в греки) вплоть до падения Киева под натиском войск империи монголов. Это было крупнейшее по территории европейское государство Средневековья.В современной науке преобладает точка зрения, при которой жесткое противопоставление «норманизм vs. антинорманизм» во многом искусственно и прямолинейно политизировано; предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались всерьёз ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское и прочее ) происхождение правящей династии — довольно распространённый в Средневековье феномен, который никак не доказывает неспособность народа к созданию государства или, конкретнее, монархии как института.Вопросы о том, был ли варяг Рюрик основателем княжеской династии, какого происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название страны ) Русь, продолжают оставаться в современной отечественной исторической науке дискуссионными.ХронологияОтцами Киева и первыми владыками племени полян летописное сказание считает братьев Кия, Щека и Хорива. Некоторые источники говорят, что они жили в IX веке, однако по археологическим данным Киев старше этого времени . Впервые город был упомянут в трактате «Об управлении империей» Константина Багрянородного и в Киевском письме еврейской общины, в которых говорилось , что в начале 10 столетия Киев был пограничной крепостью Хазарии на границе с Леведией (протовенгерским образованием на территории теперешней Украины). Русы, которые приходили с севера, пробовали ею завладеть , что им временами удавалось . История оставила нам несколько имен предводителей таких отрядов, это Аскольд (Hoskuldr), Дир (Dyri), Олег (Helgi) и Игорь (Ingvar). Завоевание Олегом Киева не ознаменовало собой его окончательное присоединение к Руси. Царь русов в Куябе (Киеве) в текстах арабских географов (ал-Балхи) впервые упоминается около 920 года.Хронология Киевской Руси может опираться как на письменных источниках , так и на археологических данных. К сожалению, они не всегда совпадают. Так, скажем , в Новгороде не находят построек, построенных ранее середины Х века (однако Рюриково городище заселено с 830-х годов ). В Киеве самое раннее городище датируется лишь 880-ми годами н.э. (до этого на территории города находилось несколько деревень пражско-корчакской и пеньковской археологических культур ). Первые познания о государстве славян с днепровской (скорее всего, киевской) локализацией в западноевропейских и арабских источниках относят к началу и первой трети IX века — этапу до летописного призвания варягов; впрочем, ряд источников ассоциирует славянских «каганов» (термин тюркского, хазарского происхождения) с «норманнами» и «шведами». С этого же времени появляется и этноним «Русь».В 860г во времена византийского императора Михаила III Русь громко заявляет о себе на международной арене своим первым известным набегом на Константинополь, закончившийся заключением русско-византийского договора «мира и любви». Повесть временных лет приписывает этот поход правившим в Киеве варягам Аскольду и Диру, независимым от Рюрика, и датирует его несколько более поздним периодом (866). Поход подверг к так называемому первому крещению Руси, известному по византийским источникам, после которого на Руси появилась епархия и христианство приняла правящая верхушка(по-видимому, во главе с Аскольдом).В 882, по летописной хронологии, полулегендарный князь Олег, не бывший родичем Рюрика, захватил Киев, убил Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства; основной религией вновь стало язычество, хотя христианское меньшинство в Киеве сохранилось. При Олеге Русь избавилась от зависимости от Хазарского Каганата. Были заключены первые письменные договоры с Византией в 907 и 911, которые предусматривали льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег ), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян , древлян, кривичей. Согласно летописному варианту, Олег, заработавший титул Великого князя, правил более 30 лет, не считаясь с законным наследником — Игорем, родным сыном Рюрика. Тот занял трон после кончины Олега около 912 и правил до 945.Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 летах, завершился провалом . Поход в 944 году завершился договором , подтвердившим многие положения предшествующих договоров 907 и 911 годов , но аннулировавшим беспошлинную торговлю . Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря власть формально наследовала его сыну Святославу Игоревичу. однако в силу малолетства Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее достоверной версии, в 957, хотя предлагались и другие даты). Впрочем, Ольга около 960 приглашала на Русь епископа и священников также и из Германии (после своей неудачной миссии они были вынуждены покинуть Киев).Приблизительно в 962 возмужавший Святослав пришел к власти. Его правление характеризовалось множеством военных походов, целью которых было создание славянского государства со столицей в придунайском районе. Святослав не раз уходил в походы, оставляя Киев беззащитным перед набегами кочевников . Святослав был убит в бою с печенегами во время возвращения в Киев после неудачного похода в 972. После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право бы князем (972—978 или 980). Традиционно княжеская власть на Руси передавалась по «лестнице», то есть не обязательно сыну, а наиболее взрослые в роду (дядя имел преимущество над племянниками). В ходе междоусобицы свои права за престол отстоял сын Святослава Владимир I Святой .
Крещение РусиВладимир правил между 978 и 1015, именно он в 988 сделал официальной религией Древнерусского государства христианство византийского обряда. В городах, древнейшими из которых наряду с Киевом и Новгородом были Старая Ладога, Белоозеро, Ростов Великий, Суздаль, Псков, Полоцк, развивались ремёсла и торговля. Возносились памятники письменности (Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, «Повесть временных лет », жития, берестяные грамоты) и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименный собор в Новгороде). устанавливались связи с южными и западными славянами, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.Киевская Русь постоянно боролась с набегами кочевников , какими были печенеги, торки и половцы.Период наивысшего расцвета государства относился во времена правление Ярослава Мудрого (1019 — 54) . Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами . Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику . Он породнился с множеством правящих династий Европы.Во второй половине XI столетия княжеские междоусобицы и набеги половцев повергли к ослабеванию государства. Сохранить единовластие в Киевской Руси пытались князи Владимир II Мономах (правил в Киеве в 1113—25) и его сын Мстислав (правил в 1125—32).Во второй четверти XII века Киевская Русь распадается на самостоятельные княжества, а также Новгородскую и Псковскую республики.
|
|
|